Тип истории: положительное отклонение
Газета The Plain Dealer (Кливленд)
Токсичное пренебрежение
КЛИВЛЕНД, штат Огайо – Прошло уже десять лет с тех пор, как власти города Рочестер в штате Нью-Йорк вплотную занялись проблемой отравления населения свинцом. Они пообещали, что рочестерские дети больше не будут выступать в качестве детекторов отравления свинцом – при количестве отравлений в 10 раз больше среднего по стране.
Результатом этих усилий стало принятие ряда законодательных мер, направленных на предотвращение заражения свинцом (эксперты назвали их «самыми толковыми» во всей стране), а также 80-процентное снижение количества детей с высоким уровнем свинца в организме. По мнению местных лидеров, эти изменения являются устойчивыми.
Год назад, в округе Монро (штат Нью-Йорк), административным центром которогго является Рочестер, четыре процента детей, прошедших обследование на содержание свинца в организме, имели 5 микрограмм токсина на децилитр крови. В настоящее время это является максимальным порогом, установленным Центром по борьбе с заболеваниями и их профилактике, после которого нужно предпринимать медицинские действия.
В округе Кайахога штата Огайо, где расположен Кливленд, в прошлом году этот показатель был почти в три раза больше – 11,5 процентов обследованных детей.
Чем же отличается подход Рочестера к решению проблемы отравления свинцом? Все просто. Вместо того чтобы ждать, пока ребенок отравится свинцом, власти Рочестера ищут источники свинца в арендных домах.
Принятые властями города акты не были революционными. Главным образом, город внес поправки в уже действующее жилищное законодательство, чтобы лучше бороться с опасными источники свинца, а также принял дополнительные меры по исполнению норм жилищного кодекса в районах с наибольшей вероятностью заражения детей.
Ключ к успеху – реальная профилактика
Сотрудники отделов здравоохранения США давно поняли одну простую истину: если в домах нет опасных источников свинца, дети не отравятся.
Министерство жилищного строительства и городского развития США в свою очередь рекомендует мэриям усилить исполнение жилищных кодексов в качестве меры профилактики отравления свинцом.
Министерство является основным грантодателем для проектов, связанных с очисткой жилья от свинцовой краски. По словам чиновников, их миссией в первую очередь является предотвращение отравлений. В одном из интервью прошлым летом представитель министерства заявил, что в борьбе с отравлением свинцом главной целью ведомства является жилье, в котором с большей вероятностью могут отравиться дети.
«Единственный способ по-настоящему решить эту проблему – заняться жильем», заявил чиновник в интервью газете The Plain Dealer.
Власти города, отвечающие за исполнение жилищного кодекса, играют ключевую роль в нахождении жилья, которое с большей степенью вероятности может представлять опасность для детей – как сейчас, так и в будущем. Чиновники министерства советуют мэриям, которые получают гранты на очистку домов от свинца, при определении рисков отравления свинцом и поиске его источников обращать особое внимание на выполнение жилищного законодательства.
«Не сосредотачиваясь напрямую на источниках свинца, должностные лица, ответственные за исполнение жилищного кодекса, теряют многочисленные дополнительные возможности для предотвращения отравления свинцом детей», – написано в руководстве министерства за 2002 год.
Основываясь на массиве исследований по всей стране, чиновники также определили, что предотвращение отравления свинцом экономит бюджетные средства.
Рочестер поменял курс
Бывший член городского совета Рочестера Уэйд Норвуд назвал растущее число примеров эффективности выбранного пути профилактики «лавиной фактов», которая в конце концов поспособствовала единогласному принятию муниципального постановления о свинце в 2005 году.
«Постановление было принято благодаря чувству морального, научного и общественного долга, – говорит Норвуд. – Чтобы проголосовать против него, нужно было либо умышленно игнорировать факты либо упрямо отрицать правду».
Новые меры вызвали опасения, особенно среди владельцев недвижимости.
По словам Гэри Киркмайера, главы инспекции по соблюдению городского правовпорядка в Рочестере, одним из самых серьезных препятствий было опасение, что принудительные проверки нарушат баланс на рынке аренды недвижимости и создадут дополнительную нагрузку на владельцев жилья.
«Люди боятся неизвестного. Мы и сами боялись», – говорит Киркмайер. Но после того как начались инспекции по содержанию источников свинца, большинство владельцев недвижимости смогли адаптироваться.
«Кто-то был вынужден выйти из бизнеса, но, по правде говоря, некоторым это и нужно было сделать», – добавляет он.
Другие противники новых мер выступали против потенциального роста нагрузки на городской бюджет в объеме свыше миллиона долларов в год – именно столько требовали дополнительные инспекции.
По словам Киркмайера, несмотря на сложности, городские власти Рочестера наняли дополнительное количество инспекторов, а также провели совместное обучение для строительных и жилищных инспекторов по оценке угроз отравления свинцом.
Вместо того чтобы проводить полную оценку на наличие источников свинца, занимающую более четырех часов, во всех домах города, власти решили приоритизировать недвижимость с уже известными высокими рисками свинцового заражения (арендуемые объекты, содержащие свинцовую краску, и почва вокруг них).
Сначала инспекторы занялись изнашивающимися домами в бедных районах, в которых было наиболее широко распространено отравление свинцом.
«Потребовалось несколько лет, чтобы проверить примерно 60 тысяч объектов аренды, построенных до 70-х годов», – сообщил Киркмайер.
Сейчас для финансирования этой программы ежегодно требуется около 696 тыс. долларов, при этом город платит чуть больше половины требуемой суммы, а остаток покрывается из средств гранта, выделяемого штатом Нью-Йорк на мероприятия по предотвращению отравления свинцом. В эту сумму входит стоимость визуальных осмотров, а также 2800-3000 лабораторных тестов на наличие свинца в образцах, взятых с пола, оконных рам и других мест внутри жилищ, содержащих пыль, которую легко могут потрогать или вдохнуть дети.
По словам Киркмайера, мэрия изучает корректирует программу на основе поступающих данных. Вот одно из изменений, которое помогло сэкономить время. Узнав, что свыше 90 процентов источников свинца обнаруживаются в одно- и двусемейных арендных домах, власти перестали проводить инспекции в арендных домах другого типа.
Городу также удалось в два раза сократить срок ожидания повторной инспекции съемного жилья, где проблемы со свинцом были решены лишь частично: с шести до трех лет.
Уроки для Кливленда?
Киркмайер считает, что другие города также могут начать решать эту проблему с помощью точечных мер.
“Вовсе не обязательно начинать полные общегородские проверки. У нас в Рочестере все началось с зон наивысшего риска”, – отмечает он.
Теперь же, по словам эксперта, эти зоны значительно сузились.
Власти Кливленда и округа Кайахога ранее уже пытались реализовать небольшие проекты, в ходе которых проводились инспекции домов, людей информировали о свинце и предлагали жителям помещений, где находились беременные женщины и новорожденные, дешевые методы контроля (такие как коврики и чистящие средства). Но все эти грантовые мероприятия заканчивались вместе с финансированием.
Сейчас Кливлендский отдел здравоохранения, система MetroHealth и неправительственная организация Environmental Health Watch совместно реализуют проект BUILD, целью которого является более скоординированный и холистический подход к обеспечению здоровой атмосферы в домах.
Пилотные действия в рамках этого проекта проводятся районе Вест Сайд, где зарегистрировано наибольшее количество проблем со здоровьем, вызванных заражением свинцом и другими факторами, напрямую связанными с жилищными условиями.
Целью программы, по словам организаторов, является создание устойчивой стратегии предотвращения заражения или отравления, вызванных жилищными условиями, семей и в том числе – детей.
Время покажет, продлится ли программа после окончания гранта размером в 250 тыс. долларов.
Рэйчел Дисселл работает в Plain Dealer c 2002 года. В ее портфолио – борьба Кливленда с сексуальными нападением и насилием во время свиданий подростков, исследование системы ювенильной юстиции и материалы об отравлениях свинцом. В 2011 году Рейчел получила Премию за высокие достижения в области СМИ от организации End Violence Against Women International. Она также является профессором Государственного университета Кент.
Присоединилась к редакции в 2007 году году после годичной стажировки. Она освещает вопросы связанные с влиянием бедности на детей, их семьи, а также на сообщество Северного Огайо. В 2015-м году Зелтнер и её коллега Рейчел Дисселл создали серию репортажей «Токсичное пренебрежение». Это глубинное исследование нерешенной проблемы отравлений свинцом в Кливленде.